Блог Буддизм

О Будде и его учении

Задолго до появления естествознания вместе с универсальными принципами, в рамках которых существует и меняется бытие, человечество следовало многообразным религиозным воззрениям, обусловленными верой в сверхъестественное. К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и постигаемые умом явления посредством понятий «субъективного мышления».

Как закономерный противовес огромному влиянию религиозно-философских систем в XVI–XVII веках появилась фундаментальная наука, методология которой подразумевает теоретические и экспериментальные научные исследования основополагающих явлений окружающего мира.

Однако, задолго до европейского «научно-философского ренессанса», более двух с половиной тысяч лет назад на территории современной Индии принцем Сиддхартхой Гаутамой, получившим впоследствии имя Будда (санскр. буквально — «пробудившийся», «просветленный») было основано Учение, которое сегодня во всём мире известно как буддизм.

Буддизм объединяет в себе все три вышеперечисленных способа познания мира — это религия, потому что в буддизме присутствует аспект веры, это философия, потому что буддизм представляет из себя философское мировоззрение и, наконец, буддизм — это наука. Это наука об уме, о причинно-следственных взаимодействиях, о субъективном и объективном.


Я показал вам методы, ведущие к освобождению, но вы должны знать, что его достижение зависит от вас. Будда Шакьямуни.


Будда Шакьямуни


Будда Сиддхаттха Гаутама родился в Лумбини (город, расположенный в современном Непале вблизи границы с Индией), в майское полнолуние в кшатрийском племени Шакья. День его рождения широко празднуется в буддийских странах как Весак.

Отец Гаутамы был царём Капилаваттху в Магадхе, и Гаутама родился царевичем, которому была предначертана жизнь в роскоши. Говорится, что, прежде чем родиться, Гаутама посетил свою мать в сновидении в виде белого слона. В ходе празднования рождения царевича провидец Асита объявил, что этот младенец либо станет великим царём, либо великим святым. Его отец, желая, чтобы Гаутама стал великим царём, оградил сына от духовного обучения и от вида человеческого страдания.

Когда мальчик достиг шестнадцатилетия, отец устроил его брак с ровесницей Ясодхарой, и она родила сына Рахула. Хотя отец обеспечивал Гаутаму всем, чего тот желал и в чем нуждался, Гаутама оставался внутренне неудовлетворён.

Однажды, в возрасте 13 лет, Гаутама в сопровождении колесничего Чанны выезжал за пределы дворца. Там он увидел «четыре зрелища»: старого калеку, больного человека, разлагающийся труп и отшельника.
Гаутама тогда осознал суровую правду жизни — что смерть, болезнь, старение и мучение неизбежны, что бедных больше, чем богатых и что даже удовольствия богатых в конечном счёте превращаются в прах.

Это подвигло Гаутаму в возрасте 29 лет оставить свой дом, семью и имущество, чтобы стать монахом. Отказавшись от наследства, он посвятил жизнь изучению того, как преодолеть страдание. Он последовал пути йогической медитации под руководством двух брахманов-отшельников, и хотя он достиг высоких уровней сознания, он не был удовлетворён этим путём.

Облачившись в одежды скитающегося монаха, он направился в юго-восточную Индию. Он жил жизнью отшельника и заниматься суровым самоистязанием. Через 6 лет на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. Отбросив самоистязание и сосредоточившись на медитации, он обнаружил срединный путь избегания крайностей потворствования себе и самоистязания.

Сев под смоковницей, теперь называемой деревом Бодхи, он поклялся не вставать, пока не обнаружит Истину. В возрасте 35 лет он достиг «Пробуждения» в майское полнолуние. Тогда его стали называть Гаутама Будда или просто «Будда», что означает «Пробудившийся».

Он заявил, что достиг полного Пробуждения и осознал причину человеческого страдания вместе с шагами, необходимыми для её устранения. Это осознание он сформулировал в Четырёх Благородных Истинах. Наивысшее Пробуждение, которое доступно для любого существа, называется ниббана (пали; нирвана — санскрит).

В этот момент Будда должен был выбрать: удовлетвориться ли собственным освобождением или обучать других людей. Он полагал, что мир, возможно, не готов для такого глубокого осознания, но в конце концов решил отправиться в Сарнатх и прочесть первую проповедь в Оленьем парке. В этой проповеди были описаны Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь. Будда подчеркнул, что он не является Богом. Будда — лишь наставник для тех существ, которые решили сами пройти путь, достичь Пробуждения и познать истину и действительность, как она есть.

В ходе дальнейших 45 лет жизни он путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии, преподавая своё учение самым разным людям от аристократов до изгоев, в том числе сторонникам соперничающих философий и религий. Его религия была открыта для всех рас и классов и не имела никакой кастовой структуры.

Он основал Общину буддийских монахов и монахинь («Сангха»), чтобы сохранить Учение после его окончательной «Ниббаны» и ухода из мира. За ним последовали тысячи новообращённых.

В возрасте 80 лет Будда Шакьямуни решил уйти из мира. Он съел свою последнюю еду, которой было пожертвование от кузнеца Чунды, и неважно себя почувствовал. В присутствии своих последователей Будда ещё раз убедился в том, что его Учение понято и сохранено, и скончался в майское полнолуние. 

Последними словами Будды были: «Всё составное в этом мире подвержено исчезновению. Усердно старайтесь, чтобы обрести свое освобождение!»

Основные положения учения Будды


В основе буддизма лежит концепция множественных миров — круговорота бытия, называемого сансарой, во всех уголках которой у бесчисленных живых существ есть ум. С точки зрения буддизма, ум любого живого существа изначально обладает потенциалом состояния будды, он изначально свободен от концепций и неомрачен. По своей природе он подобен кристаллу: незамутнённому, прозрачному и ясному.

Всех обладающих умом живых существ объединяет одно — желание счастья и нежелание страданий. Как же оказаться в своём истинном состоянии и освободить ум от страданий?
Для этого недостаточно использовать только логический анализ. Будда оказался профессиональным учёным и практиком. Он исследовал и экспериментально реализовал суть всех явлений, а затем оставил эти знания в виде учения, все методы которого предназначены для обнаружения истинного состояния нашего ума. Для достижения освобождения существуют специальные методы и правила. Но во главе всех методов стоит медитация — созерцание своей изначальной природы и состояния спокойствия ума.
В соответствие с разными способностями учеников, все методы буддизма можно разделить на три: Сутраяна, Ваджраяна и Дзогчен.

Сутраяна


Богат тот, кто беден желаниями.
 Демокрит

Методы сутраяны (или сутры, от санскр. sutra) подразумевают медитацию c объектом сосредоточения или без него. Для достижения покоя ума и реализации всех явлений вводится понятие двух истин: относительной и абсолютной.
Сутра оперирует понятием шуньяты или пустоты, которая и есть абсолютная истина. Относительная же истина — это сансара. Полная реализация шуньяты называется состоянием нирваны. С точки зрения сутры это состояние абсолютного спокойствия, проникновения в суть всех явлений, угасание омрачённого сансарического восприятия, которое и является причиной всех страданий.

Главный принцип в сутрической системе Хинаяны, называемой также Малой колесницей — это намеренное отречение и ограждение себя от ситуаций и действий, которые могут обернуться накоплением негативной кармы.

В сутрической системе Махаяны, называемой также Колесницей бодхисаттв, высшей реализацией считается достижение состояния Праджняпарамиты или Запредельной мудрости, где вводится очень важное в буддизме понятие: бодхисаттва — тот, кто осознанно отказывается от нирваны ради спасения всех живых существ, проявляя бодхичитту — устремлённость к пробуждению на благо всех живых существ. Идея бодхичитты является главным побуждением в системе Махаяны для достижения освобождения, поскольку в его основе лежит сострадание ко всем живым существам, испытывающим страдания в сансаре, и стремление всех их привести к нирване. Любой буддист-мирянин в Махаяне может и должен порождать в себе устремление бодхичитты и принимать обеты бодхисаттвы, тогда как в Хинаяне основным обетом является обет личного освобождения. Все методы Сутры уделяют особое внимание накоплению заслуг и мудрости, а также полному отказу от негативных деяний и намерений, которые порождают негативную карму и, как следствие, страдания.

Сутра работает в первую очередь с материальным миром и с нашим телом, поэтому её называют также путём отречения. В настоящее время сутрический буддизм получил широкое распространение в странах юго-восточной Азии: Тайланд, Мьянма, Камбоджа, Вьетнам, Корея, а также на Шри-Ланке и в Индии.

Ваджраяна


Из разнообразия возникает совершенная гармония.
 Гераклит Эфесский

Ваджраяна (или ещё её называют тантра, санскр. tantra), дословно означает продолжение. Она сильно отличается от пути отречения, потому что здесь не нужно ни от чего отказываться. Основной принцип тантры заключается в преображении негативных эмоций и страстей в мудрость, поскольку у них та же истинная природа, что и у мудрости. Преображаясь, мы не изменяем своего истинного состояния, понимая, что оно, как золото, обладает непреходящей ценностью. Тот, кто находится в понимании этого факта и способен жить в этом состоянии, является просветлённым существом, если ты не способен этого осознать, тогда всё проявляется как нечистое и двойственное видение, а страсти приносят страдания — это называется сансара.

Практикуя медитацию, мы можем долгое время оставаться в покое, без мыслей. Мы думаем, что это и есть состояние пустоты, но это только опыт пустоты. Всё, что нас окружает, связано с опытом! Например, ощущение нашим телом горячей или холодной воды — это непосредственное переживание, которое превращается в опыт. Реализовать опыт чистого, недвойственного восприятия благодаря прямому переживанию является основной задачей тантры. Истинное состояние ума это не только пустота, как она понимается в cутре, но это ещё движение и внутренняя энергии.

Поэтому чтобы практиковать тантру, сначала осваивают состояние пустоты. Затем из пустоты посредством звука и лучей возникают образы. Звук — это основа, из которой всё проявляется. Мантра — это звуковая вибрация, сочетание нескольких звуков или слов, как правило, на санскрите, в которых заключена сакральная сила. Тантра в отличие от сутры активно использует энергию звука, поэтому её также называют Мантраяной. Мантры и медитация в совокупности работают с энергиями трёх основных \"ядов\": гневом, привязанностью и неведением...

Далее при помощи мантры и визуализации, которая есть порождение нашего ума, мы устанавливаем связь с божеством на уровне тела, речи и ума. Очень важно понимать, что визуализируемое не есть что-то отдельное, — это воображение нашего ума, которое и является главным методом тантры для получения и закрепления опыта чистого, недвойственного восприятия. Это не \"физическое\" взаимодействие с Буддой, как в сутре, ибо в тантре Будда присутствует во всем, а мы взаимодействуем с ним на уровне энергии визуализации, поэтому принцип тантры больше связан не с материальным уровнем, а с уровнем энергии.

Для продвижения на пути тантры также немаловажную роль играет опытный учитель (или лама, в традиции тибетского тантрического буддизма), который способен передать опыт переживания и необходимые тантрические посвящения и мантры ученику вместе с благословением линии передачи.

Великий махасиддха Тибета гуру Падмасамбхава сказал: «Если вы следуете своему тантрическому учителю, то для достижения результата у вас должно быть представление о нём как о полностью реализованном существе»

Итак, трансформация неблагого мышления в благое и обычного видения в состояние недвойственности — так можно обозначить основную задачу методов тантры.

Дзогчен


Ум, несомненно, первое условие для счастья.
 Софокл

Дзогчен буквально переводится с тибетского языка как «Великое Совершенство» и, в свою очередь, отличается от методов тантры. Дзогчен — это и есть наше истинное изначальное состояние.

В учении Дзогчен очень важно обнаружить изначальное состояние, а не верить! Хотя вера также нужна, ибо необходима преданность учению, но это не самое важное. Самое важное — знать и переживать наш опыт.

Главный принцип учения Дзогчен — это самоосвобождение. Самоосвобожджение означает, что мы распознаём нашу ситуацию как совершенную, т.е. её не нужно преображать. Мы обнаруживаем совершенство нашего состояния. В нас есть внутренняя способность или потенциал быть счастливым и это естественное наше состояние, которое необходимо распознать, а как только это происходит, мы выходим за пределы двойственности, за пределы принятия или отвержения.

Идея использовать огромный потенциал изначального состояния для достижения чистого видения — это и есть высший смысл учения Дзогчен! Он не требует от практикующего отказываться от страстей или преображать нечистое в чистое, он за пределами ограничений. Необходимо обнаружить и развивавать в себе спонтанное, то есть без усилий, это естественное изначальное состояние Дзогчен.

Дзогчен — это объединение с пространством. Мы смотрим в пространство — мысли возникают, но мы за ними не следуем. Это недвойственное пространство. Это объединение. Когда мы объединяемся с пространством и распознаём его, то мы выходим за пределы принятия/отвержения. Но объединиться с кармическим видением не так-то просто...

Можно без усилий расслабиться в этом состоянии. Мы не следуем за хорошими или плохими суждениями... Если мы не следуем за мыслями, они возникают сами собой и уходят сами собой. Ведь большинство проблем возникает из-за устойчивой веры в существование Я, и они постепенно исчезают по мере продвижения по пути Дзогчен. Методы Дзогчен помогают объединяться с внешними условиями, работать с обстоятельствами и, как следствие, автоматически отпадает необходимость убегать от сансары.

Принятие и отвержение всегда связано с концепциями ума, таким образом, мы растворяемся, применяя практику дыхания, объединяемся в А (изначальном звуке и символе) и объединяем жизнь со своим пониманием. Дыхание в прямом смысле означает жизнь. Но не стоит забывать, что для любой практики уровня Дзогчен нам также необходимо правильное намерение — бодхичитта, преданность и осознавание ценности учителя.

Все методы буддизма предназначены для обнаружения истинной природы ума
Во всех трёх случаях буддизм — это учение о правильном использовании энергии, способностей и потенциала ума, то есть в повседневном смысле учение Будды — это маяк в безграничном океане сансары, помогающий заблудшим живым существам.
Это развитие благого мышления и концепции вне ЭГО, ведь над умом нужно постоянно работать.

Буддизм подразумевает усердие в добродетели и целенаправленное духовное совершенствование. Он построен на принципах любви ко всем живым существам, сострадания и альтруизма и активно преображает как ум отдельных живых существ, так и окружающий мир в целом, ибо, как гласит древняя аксиома, «измени себя и ты изменишь мир». Поэтому можно утверждать, что буддизм — это учение о природе ума и об «экологическом» образе мышления.
Будда Шакьямуни