Блог Буддизм

О важности молитв-устремлений

Отрывок из учения ламы Кадака Дордже (Николая Ахмерова) по молитве «Ваджрный узел»

༄ В тибетской традиции принято очень много читать молитв-устремлений. На востоке в монастырях каждый день могут читать различные молитвы-устремления 30 минут, 40 минут, около часа.​ Тому есть очень важная причина. Само слово монлам на санскрите означает пранидана, на тибетском — монлам.​

Мон — желание, стремление, некая желанная цель лам — путь. Монлам вместе переводится как то, что приводит к исполнению желаний, некие загаданные желания, которые осуществляются. Это важная часть нашей практики, она происходит в уме и выражается словами. Монлам — путь исполнения желаний и устремлений, которые выражены в словесной форме в виде определенного текста. Три благородных принципа сопровождают любую нашу практику: мотивация бодхичитты в начале; пребывание в свободе от умопостроений, поддержание прозрения, мудрости как основная часть практики; завершающая часть практики — посвящение заслуг и молитвы-устремления. Как правило, они всегда идут вместе, тогда эти три благородных принципа исполняются. ​

Посвящение заслуг: пусть все эти заслуги пойдут живым существам, моим матерям, пусть я стану буддой, чтобы всех живых существ привести к этому состоянию. В чем разница между посвящением заслуг и монламом? Для посвящения заслуг всегда прежде должно быть исполнено некое действие, должны быть накоплены заслуги, должна быть материя или субстанция, опора, которую мы посвящаем. Если не совершили некую добродетель, то посвящать нечего. Монлам может опираться на заслуги, может не опираться на субстанцию или заслуги. В этом разница. Есть небольшой трюк, т.к. внутри большинства монламов все равно есть посвящение заслуг добродетелей трех времен. Чтобы четко понимать разницу нужно знать, в чем она лежит. ​

Лонгченпа сказал, что граница различия между посвящением заслуг и монламом следующая: «Посвящение заслуг следует за неким добродетельным действием, опирается на материальную субстанцию или материю, которая посвящаема. Монлам же может опираться, а может не опираться». ​

Мы можем в любом случае как во время бодхичитты намерения молиться о том, чтобы все живые существа обрели счастье и причины счастья, избавились от страдания и причин страдания, это тоже монлам, это тоже устремление, это бодхичитта намерения, которая потом подтверждается нашими действиями исполнения шести парамит. Поэтому говорится, что монлам присутствует в начале практики, присутствует и в завершении практики. Это важнейшая часть практики махаяны. ​

Можно задаться вопросом, есть ли монламы, молитвы-устремления в тхераваде, в хинаяне и т.д. Они тоже есть, но, конечно, цели разные. Такой важной роли, какую молитвы-устремления играют в махаянском учении, в ваджраяне, на уровне малой колесницы, столь много внимания им не придается. Но, тем не менее, они есть, есть много монламов, связанных с учением винаи, посвященных достижению тех или иных добродетелей, достижению архатства и т.д.​

Говорится, что монлам является одной из важнейших практик бодхисаттв. Когда бодхисаттва вступил на путь видения, он совершает миллион благопожеланий, соответственно на восьмой ступени бодхисаттв, когда уже почти заканчивается путь медитации, он практикует пранидана парамиту или запредельное совершенство устремлений. Все устремления, прежде им зарожденные, на этом уровне уже исполняются. Вообще говорится, что все те проявления благой активности будд и бодхисаттв, которые мы можем видеть, воспринимать, есть не что иное, как плод этих молитв-устремлений, благопожеланий, совершенных прежде буддами и бодхисаттвами от первой ступени до десятой. Весь путь бодхисаттвы иногда сводится к трем, а именно: завершение или полнота, приведение к зрелости и полная реализация чистых сфер. Когда говорится о завершении, речь идет о завершении двух собраний накопления заслуг и мудрости, исполнения полноты устремлений, которую нужно зародить в своем уме. ​

Второй аспект — приведение к созреванию, к зрелости всех живых существ, и третье — чистая природа, а именно, утверждение всего в качестве чистой сферы. На чем это основывается? О чем идет речь? Когда это объясняется, чаще всего приводится цитата самого Будды одной из махаянских сутр «Сутры проявления благих качеств чистой сферы Арья Манджушри»: «Все дхармы, все явления полностью обусловлены, они не являются самостоятельными, все явления находятся в причинно-следственной связи, они обусловлены, зависят от причин, условий, поэтому все эти обусловленные дхармы полностью покоятся на острие намерений. Все эти комбинации дхарм полагаются на том, какое намерение предшествовало. Поэтому, какой монлам вы вознесете, точно такой же плод и будет вами обретен. Прежде, о царь, я зародил полностью совершенную бодхичитту и на благо всех бесчисленных живых существ совершил множество устремлений и благопожеланий. В точности, как я пожелал, эти устремления верным образом вознесенные, их плод я сейчас обрел. Каков плод? Плод совершенного пробуждения. Мое желание, мое устремление полностью завершилось. Поэтому, о, великий царь, тебе следует поступить так же».

Итак, на острие намерения покоятся все обусловленные дхармы, поэтому столь важно, чтобы все намерения были благими. Говорится, что бодхисаттвы первой ступени возносят миллион различных монламов. Все они сводятся к великим десяти, которые посвящены тому, что он устремляется к тому, чтобы послужить Будде, его учению, овладеть этим учением, с помощью учения привести всех живых существ к пробуждению, помочь им. Такова сила его устремления. На уровне метода монламы присутствуют как в сутре, так и в тантре. Главный монлам сутры, главный монлам бодхисаттвы называется «Занчо Монлам» (Устремление к благому поведению), его однократное произнесение равносильно произнесению вслух всех этих миллионов устремлений бодхисаттв первого бхуми 10 раз по 100 тысяч. Заслуги точно такие же даже от однократного произнесения этого устремления, благопожелания накапливаются. Это важнейшая практика. ​

Монламы обязательно читают во всех тибетских монастырях, это одна из ежедневных практик. Когда мы говорим о посвящении заслуг и монламе — это часть десяти ветвей накопления, очищения, семи ветвей накопления, очищения, которые состоят из поклонения, простирания, подношения, раскаивания, сорадования, просьбы повернуть колесо учения, просьбы не уходить в нирвану, посвящения заслуг вместе с благопожеланиями. ​

Когда мы посвящаем заслуги: «пусть все заслуги пойдут живым существам» — это посвящение заслуг. «Силой этого пусть они все станут буддами» — это монлам. В любом посвящении заслуг всегда есть монлам, но не в каждом монламе есть посвящение заслуг. Посвящение заслуг — это противоядие от сомнений. При этом говорится, что посвящение заслуг и вознесение монлама-благопожелания должно совершаться верным образом. Как это делается? В свободе от разделения на три сферы, идеальное посвящение заслуг должно быть свободно от какого-либо цепляния за «я», цепляния за другого, без объекта, субъекта и действия. Пребывать в свободе от умопостроений полностью и совершенным образом нам не под силу. Поэтому для этого предлагаются разные методы. Например, вся суть великого монлама «Занчо монлам» содержится в четырех строках: «ДЖАМ ПАЛ ПА ВО ДЖИ ТАР КхЬЕН ПА ДАНг…» («Подобно тому, как бодхисаттва Манджушри достиг всеведения …»). Весь миллион молитв содержится во всей молитве «Занчо монлам», вся суть «Занчо монлам» содержится в этом четверостишьи.​

Метод заключаются в том, что мы посвящаем заслуги тому же и так же, как это делали все будды и бодхисаттвы до нас. Тогда мы преодолеваем грань того, что не можем сейчас подлинно пребывать вне двойственности и вне разделения на три сферы. При этом Лонгченпа также объясняет, что когда мы говорим о свободе от трех сфер, все пусто и так далее, иногда говорится, что трое врат освобождения, а именно понимание того, что все явления пусты, понимание пустоты, свобода и отсутствие самосущих признаков и отсутствие желаний. Эти трое врат пустоты, как они излагаются в сутрах, в Абхидхарме, сложно, не под силу нам выполнить. Лонгченпа говорит, не впадайте в ошибку, думая, что все пусто, ничего нет, той добродетели, которую я сейчас посвящаю, к которой устремляюсь, этого нет, это большая ошибка, совершенно неправильное применение в попытке следовать свободе от разделения на три сферы. Это не так. Это действительно ведет к крайности нигилизма, мешает росту добродетели, которые мы посвящаем таким образом, они не становятся совершенно чистыми. Он советует посвящать это следующим образом, а именно, что тот, кто посвящает заслуги и совершает благопожелания, он подобен сновидению, как будто он кому-то снится, он подобен сну, заслуги посвящаем, они подобны сновидению, те, кому мы посвящаем заслуги, живые существа, тоже подобны сновидению. Если мы поступаем так, то тогда мы не противоречим свободе от разделения на три сферы, стараемся этому соответствовать. Тогда мы не впадаем в ошибку несуществования, отрицания связи причины и следствия. Стоит это применять каждый раз, когда мы читаем молитвы посвящения и благопожелания. ​

Большинство монламов сутры являются словами самого будды, например, вышеупомянутый «Занчо монлам» — это глава из «Аватамсака сутры». Есть известная молитва-устремление будды Майтрейи, множество разных монламов, которые не были составлены людьми, а являются речью будд или бодхисаттв. В тантре тоже многие монламы являются словами Самантабхадры, Ваджрасаттвы, например, «Молитва Устремление Самантабхадры» является одной из глав тантры «Гонпа Зангтел», открытой в северном терма, в которой содержится суть учений дзогчен упадеши. Многие монламы составлены великими Учителями, иногда говорится, что составлены, иногда являются сокровищами ума. Силой благословения Учителей трех линий они возникают в зеркало подобном океану уме Учителя и он их лишь записывает, т.е. авторство принадлежит буддам.






Видео лекции


Монлам