Блог Буддизм

Что значит быть здоровым с точки зрения буддизма? ​

Пусть все будут здоровы: Двенадцать Великих Устремлений Будды Медицины​


Что значит быть здоровым с точки зрения буддизма? Почему мы должны делать искренние устремления быть здоровыми и желать здоровья другим? Дзогчен Понлоп Ринпоче делится основами буддийской медицины и намерениями, лежащими в ее основе. ​ Перевод статьи с сайта с сайта lionsroar. com от 17 декабря 2021 года​

Стремление к достижению цели, выраженное словами, — это устремление. Можно сказать, что устремление — это вербализованная мечта. Создавая свои устремления, мы должны верить, что они возможны — мы должны верить в свою способность достичь или материализовать эти мечты. Устремления обладают огромной силой; они приносят великие благословения. В этих Двенадцати Великих Устремлениях мы видим мечту Бхайсаджьягуру о благе всех существ.​

С нашей обычной точки зрения, здоровье — это отсутствие болезней. Но мы можем рассматривать здоровье как нечто большее. В буддийской традиции существует три аспекта здоровья: (1) врожденное, или сущностное, здоровье; (2) приобретенное, или обусловленное, здоровье; и (3) исцеление. Практики Будды Медицины связаны со всеми тремя аспектами.​

ВРОЖДЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ​


Здесь быть здоровым — это состояние целостности. Это когда мы находимся в изначальном состоянии совершенного равновесия, когда тело и разум синхронизированы. Это состояние бытия само по себе в корне хорошо и неуничтожимо. Оно также является источником окончательного исцеления. Все другие виды исцеления — это просто временные формы, которые могут устранять только симптомы, но не первопричину болезни или другого состояния здоровья.​

Чтобы в полной мере ощутить эффект и пользу от врожденного здоровья, наш ум должен иметь определенную степень уверенности или доверия к этой реальности. То же самое происходит со всем, что мы делаем. Когда мы принимаем таблетку, мы начинаем думать: "Это сработает, это мне поможет". Мы должны доверять этой маленькой таблетке.​

Когда наш разум и тело находятся в гармонии с внутренним здоровьем, тогда мы беспрепятственно получаем доступ к неограниченным ресурсам.​

Такое доверие не похоже на сильные религиозные убеждения или веру. Это простое признание нашей собственной истинной сущности. Как минимум, нам нужно иметь некоторую готовность исследовать это внутреннее здоровье как возможность. Нам не нужно ни во что верить, нам просто необходимо чувство любознательности.​

Мы можем развить уверенность в реальности нашего врожденного здоровья на основе собственного опыта. Чтобы получить этот опыт, мы используем различные методы медитации и созерцания. Вы также можете использовать техники, связанные с движением, такие как йога или бег, при условии, что вы не слушаете в это время музыку или подкаст.​

Первая важная медитативная техника для синхронизации ума и тела, для того, чтобы прийти в гармонию с нашим внутренним здоровьем, — это просто пребывание в настоящем моменте. Подобно скрипачу, играющему партию в симфонии, где все музыканты играют на своих инструментах в такт и по сигналу, когда наш ум и тело находятся в гармонии с внутренним здоровьем, тогда мы беспрепятственны и имеем доступ к неограниченным ресурсам. Мы соединяемся с врожденной реальностью совершенного баланса, также известной как природа будды.​

Когда это происходит, мы испытываем глубокое чувство возвращения домой. Мы свободны от путаницы и полны расслабления. Это расслабление положительно сказывается на нашем физическом здоровье и придает нашему уму силу и уверенность.​

ПРИОБРЕТЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ​


Второй вид здоровья — приобретенное, или обусловленное; оно зависит от множества различных вещей. Мы знаем, что в относительном смысле у всего есть свой срок, после которого оно перестает функционировать. В буддийском учении мы понимаем этот срок как непостоянство.​

Когда присутствуют гармоничные причины и условия, мы испытываем хорошее приобретенное здоровье. Мы также можем назвать это хорошим самочувствием, целостностью или благополучием. Когда условия становятся дисгармоничными, мы испытываем проблемы. Это то, что в буддизме называется взаимозависимой природой. Хорошее здоровье и плохое здоровье зависят от множества различных условий, таких как то, что мы наследуем в нашей ДНК, наши физические и умственные привычки, а также окружающая среда, в которой мы живем или работаем. Физические элементы нашего тела могут оказывать положительное или отрицательное влияние на наш разум, а активность нашего ума также влияет на наши физические элементы.​

Приобретенное здоровье определяется двумя ключевыми моментами: непосредственной причиной и долгосрочной причиной.​

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ПРИЧИНА​


К непосредственной причине относятся, например, бактерии в нашем организме, наши привычки и наклонности, а также окружающая среда. Когда непосредственные причины и условия находятся в гармонии, мы испытываем хорошее здоровье. Например, некоторые бактерии полезны в правильном количестве, но если их слишком много или слишком мало, возникают проблемы. Дисбаланс становится причиной болезни. Идеальный баланс становится причиной здоровья и счастья.​

Будда учил, что для баланса необходимы три вещи: сон, питание и лекарства, а также медитация. Мы все знаем ценность первых двух. Но они нужны не только нашему телу, но и нашему уму. Медитация становится важной в этом контексте, потому что это питание, это медицина и это сон для нашего ума. Медитация — это отдых.​

На самом деле мы не заботимся о своем уме так же, как о своем теле или даже о своем мобильном телефоне. Мы больше беспокоимся о том, что потеряем телефон, чем о том, что потеряем ум. Мы проверяем, не повредился ли он, полностью ли заряжен и так далее. Но когда речь идет о нашем уме, мы не делаем ничего особенного, чтобы заботиться о нем на регулярной основе.​

Медитация — это способ развить «панорамное» осознавание, а также способ омолодить или зарядить наш ум. Благодаря практике медитации мы можем развить полностью функционирующий ум — ум, который может присутствовать, который может концентрироваться и который может осознавать не только себя и свое окружение, но и страдания других людей и их потребности.​

ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРИЧИНА​


Долгосрочная причина приобретенного или обусловленного здоровья связана с тем, что мы унаследовали от прошлого. Эта причина может быть неочевидна со стороны, но когда возникает физический дисбаланс, он часто глубоко взаимосвязан с умом и психическими расстройствами.​

Многие люди сегодня испытывают сильный стресс, и этот стресс влияет на их физическое здоровье. Мы знаем, что работа с умом или медитация положительно влияют на гипертонию, астму и эпилепсию; они даже помогают справиться с болью при опоясывающем лишае. При отсутствии контроля над умом мы испытываем более интенсивные проявления различных последствий физических болезней.​

Чтобы добиться хорошего здоровья, нам необходимо поддерживать и питать тело и ум как единое целое; нам нужен баланс между ними. В то же время нам необходимо развивать чувство расслабления. Когда ум напряжен, тело тоже не расслаблено. Чувство юмора помогает — мы не должны быть такими серьезными. Если мы теряем чувство юмора, то теряем баланс и начинаем испытывать различные проблемы со здоровьем.​

ИСЦЕЛЕНИЕ​


Третий аспект здоровья — это исцеление. В тибетском буддизме исцеление называется sowa, что означает восстановление, оживление и, возможно, пробуждение. Таким образом, исцеление — это процесс восстановления врожденного здорового состояния, которое уже существует.​

Буддийская идея исцеления заключается в том, что с помощью самых разных методов мы пытаемся вернуться к нашему изначальному состоянию врожденного здоровья. Если нет ничего врожденно здорового, то и восстанавливать нечего. Если нет изначального здоровья, то что тогда возвращать? Исцеление — это не «исправление» или «латание» чего-либо. Скорее, мы пытаемся вновь пробудить потенциал и силу подлинного состояния наших тонких элементов и природы будды.​

Восстановление происходит так же, как заживает физическая рана, (например, порез) — изнутри. Медленно появляется струп, затем он высыхает и отпадает, и мы снова в порядке. Исцеление — это не просто починка или латание чего-то, а предоставление возможности телу-уму исцелить себя, вернуть первоначальное внутреннее здоровье, применяя различные методы. Повязка может помочь защитить порез от попадания инфекции, но исцеление пореза происходит изнутри.​

Поэтому исцеление подразумевает изменение нашего отношения к здоровью в целом. Мы можем начать с размышлений о своих привычках и попытаться развить позитивные. Я имею в виду «привычки» в глубоком смысле. С точки зрения буддизма, наша самая укоренившаяся привычная тенденция — это мысль о «я», чувство эгоцентризма, цепляние за эго. Конечно, у всех нас есть чувство «я». Но когда это становится нашим главным фокусом, это превращается в проблему. Мы никогда не будем удовлетворены или довольны чем-либо. С таким умом мы будем испытывать постоянное раздражение, дискомфорт и беспокойство.​

Итак, вот три способа взглянуть на здоровье и исцеление с точки зрения буддизма: врожденное или внутреннее состояние здоровья, приобретенное или обусловленное здоровье и процесс исцеления.​

Высшая сила исцеления — нечто такое, чем мы все обладаем в основе своей сущности. Лекарства и другие физические вещества, включая правильное питание и пищевые добавки, могут помочь нам справиться с приобретенным, или обусловленным, здоровьем, так же как восстановление полноценного баланса может вернуть нам врожденное здоровье. Но с буддийской точки зрения, этот вид исцеления должен поддерживаться силой нашего ума.​

В то же время мы должны помнить, что с относительной точки зрения это физическое тело, которое мы приобрели, имеет конечный предел. Мы не можем избежать непостоянства, включая болезни и смерть. Но если мы сможем найти путь к своему врожденному состоянию здоровья, то даже после смерти наш путь может быть спокойным и радостным.​

ДВЕНАДЦАТЬ ВЕЛИКИХ УСТРЕМЛЕНИЙ БХАЙСАДЖЬЯГУРУ (БУДДЫ МЕДИЦИНЫ)​


Будда Шакьямуни учил, что Будда Медицины (Вайдурьяпрабхараджа или Бхайсаджьягуру) сделал Двенадцать Великих Устремлений.​

Первые пять из них касались принципа врожденного, или присущего здоровья.​

Первое великое устремление заключается в том, чтобы все живые существа стали просветленными и чтобы все существа утвердились в состоянии врожденного здоровья.​

Второе устремление Бхайсаджьягуру известно как стремление к мудрости. Это стремление к тому, чтобы все существа испытали пылающий свет мудрости, такой же яркий, как свет солнца и луны.​

В третьем великом устремлении Бхайсаджьягуру выражает желание, чтобы живые существа испытали безграничную мудрость (праджня) и искусные средства (упайя), и чтобы они стали свободными от всех ментальных состояний обеднения. Он делает устремление, чтобы благодаря свободе от умственного оскудения не было беспокойства и спешки по любому поводу. Если мы не умиротворим свой менталитет бедности, то, сколько бы богатств у нас ни было, или каким бы разумным существом мы ни были, мы никогда не будем свободны от беспокойства и тревоги.​

Четвертое устремление в основном соответствует праджне, различающему интеллекту высшего знания. Это устремление к тому, чтобы все живые существа без исключения вступили на подлинный путь просветления, и таким образом соединились с внутренним здоровьем.​

Пятое великое устремление связано с совершенной дисциплиной, или, на санскрите, Шила. Если у нас нет дисциплины, мы не сможем достичь всего, к чему стремимся, включая соединение с совершенным состоянием врожденного здоровья. Это верно и в контексте мирских дел или целей. Даже если мы обладаем праджней, высшим знанием, но у нас нет дисциплины, мы не сможем достичь своей цели. Например, мы знаем, сколько дисциплины и усердия требуется, чтобы стать врачом.​

Третье, четвертое и пятое великие устремления соответствуют трем тренировкам на буддийском пути: медитативной концентрации (самадхи), мудрости (праджня) и дисциплине (шила).​

Остальные устремления Бхайсаджьягуру связаны с обретением здоровья и исцелением. Шестое, седьмое и восьмое великие устремления связаны с физическим здоровьем тела. Девятое и десятое устремления связаны со здоровьем ума. Одиннадцатое и двенадцатое устремления связаны с гармоничными условиями для поддержания здоровья.​

Для того, чтобы наслаждаться хорошим физическим здоровьем посредством нашего тела, важно, чтобы все наши способности были полноценными. Если это не так, то трудно полностью соединиться с чувством обретенного здоровья. Поэтому в шестом великом устремлении Бхайсаджьягуру желает, чтобы все существа обладали полными и совершенными способностями, без серьезных нарушений в конечностях и так далее. Когда физические элементы тела нарушены, мы можем испытывать умственные трудности. Таким образом, это стремление к тому, чтобы все существа имели все взаимозависимые причины и условия, которые позволяют процветать подлинному здоровью.​

Седьмое великое стремление относится к болезням в целом. Даже если мы обладаем полным набором способностей, полностью функционирующими конечностями и так далее, мы все равно можем быть поражены различными болезнями. Нынешняя пандемия является тому примером.​

Бхайсаджьягуру выражает устремление к тому, чтобы все виды болезней были умиротворены. Это не только устремление к тому, чтобы люди были свободны от болезней вообще, но и к тому, чтобы у них были гармоничные условия для исцеления своих болезней. Многие люди бедны, и им трудно приобрести лекарства или другие вещи, которые помогут им исцелиться. Чтобы решить эту проблему, мы можем стремиться к тому, чтобы все существа, например, обладали медицинской страховкой.​

Восьмое великое устремление относится к людям, которые могут быть недовольны своими нынешними возможностями в отношении пола. Для тех, чье душевное состояние не гармонично с назначенным им полом, для тех, кто хочет отойти от этого пола и иметь другую гендерную идентичность, Бхайсаджьягуру желает, чтобы их желание исполнилось.​

В первоначальном варианте восьмого великого устремления только женщины упоминались в качестве возможных желающих отказаться от своего пола. Но мой гуру, Кхенпо Цултрим Гьямцо Ринпоче, учил, что женщины являются лишь примером в этом устремлении и что, следовательно, оно применимо ко всем существам, которые могут пожелать иной половой принадлежности. В интерпретации Кхенпо Ринпоче восьмое великое устремление применимо и к женщинам, и к мужчинам, и к существам с любым типом пола, а также без пола.​

Девятое и десятое устремления связаны с психическим здоровьем. Первая часть девятого великого устремления заключается в том, чтобы живые существа освободились от «лассо Мары». Здесь Мара представляет восемь мирских дхарм, а лассо — привязанность к этим дхармам, а именно: 1) влечение к комфорту и 2) отвращение к дискомфорту; 3) влечение к выгоде и 4) отвращение к потере; 5) влечение к похвале и 6) отвращение к критике; 7) влечение к славе и
отвращение к анонимности. Если нами управляет фиксация на этих восьми дхармах, то мы словно связаны веревкой. Это важнейший момент, касающийся восстановления психического здоровья.​

Второй аспект этого стремления заключается в том, что живые существа становятся свободными от цепляния за определенные взгляды и социальные идеологии. Например, мы видим, как возникают споры из-за различных религиозных традиций и взглядов. Поэтому в этом стремлении говорится: «Пусть все эти виды дисгармонии будут умиротворены». Как только это умиротворение произойдет, в стремлении говорится, что Бхайсаджьягуру затем научит всех живых существ «поведению бодхисаттв» — воззрению, медитации и действию, направленным на благо других.​

Десятое великое устремление относится к тем, кто боится, кого бьют или кому причиняют иной вред «грозные государи». Бхайсаджьягуру желает, чтобы они полностью освободились от всякого вреда. Это желание высказывается с учетом всех существ, с которыми обращаются подобным образом, независимо от того, виновны они в каком-либо проступке или нет. Однако основное внимание в этом стремлении уделяется чувствующим существам, которые испытывают несправедливость.​

В одиннадцатом устремлении Будда Медицины выражает беспокойство о тех существах, которые не имеют необходимых средств для поддержания своего тела и здоровья, таких как пища. Он выражает стремление к тому, чтобы у них было все необходимое для пропитания, а также стремление утвердить существ в подлинном счастье. «Счастье» здесь относится не только к вещам, которыми наслаждаются существа или которые приносят здоровье — устремление Бхайсаджьягуру заключается также в том, чтобы существа поняли и приняли причины здоровья и благополучия.​

Число одиннадцать также включает в себя устремление к тому, чтобы все действия, необходимые для получения любых необходимых предметов, были связаны с добродетельными действиями, а не с недобродетельными. В конце концов, если мы помогаем себе так, что вредим другим, это не принесет пользы ни нам, ни им. Далее, Бхайсаджьягуру стремится не только к тому, чтобы существа получили предметы, необходимые им для поддержания тела, но и к тому, чтобы они получили предметы, необходимые им для поддержания ума. Нам необходимы превосходная и изобильная мудрость, сострадание и любовь-доброта.​

Наконец, в двенадцатом великом устремлении Бхайсаджьягуру молится о том, чтобы у существ была одежда и богатство в точном соответствии с их потребностями. Наряду с этим он желает, чтобы желания живых существ исполнялись. Какие бы желания у них ни были — одежда для защиты или украшения, прекрасная музыка, благовония — все они будут исполнены.​

Чему это учит нас? Это показывает, что способность удовлетворять свои желания очень важна. Если мы чего-то ищем и получаем это, мы должны позволить этому удовлетворить нас. Если мы не позволяем себе быть удовлетворенными, мы будем постоянно стремиться, не получая удовольствия, что приводит к отсутствию удовлетворения, определяющему состояние самсары.​

С точки зрения буддизма, устремления эквивалентны молитвам. Они имеют очень схожий смысл. Мы вызываем в уме определенное желание, а затем выражаем его в словах и звуках, гармонирующих с этой целью.​

Стремление к достижению цели, выраженное словами, — это устремление. Можно сказать, что устремление — это вербализованная мечта. Создавая свои устремления, мы должны верить, что они возможны — мы должны верить в свою способность достичь или материализовать эти мечты. Устремления обладают огромной силой; они приносят великие благословения. В этих двенадцати великих устремлениях мы видим мечту Бхайсаджьягуру о благе всех существ.
Монлам