Блог Буддизм

Гарчен Ринпоче о сути молитв устремления и ​посвящения заслуг

Извлечено из устных наставлений по молитве-устремления Пятичастного пути Махамудры специально к предстоящему Нингма Монламу, 6-8 марта 2022.​

Нингма Монлам, 6-8 марта 2022

онлайн на YouTube, подробности здесь


༄ Как мы реализуем всепроникающую силу [ума]? На самом деле это начинается ​
на относительном уровне, с любящей доброты и сострадания. Это ​
непосредственная заслуга добродетели, и нам нужно знать, как это действительно ​
становится заслугой. Из добродетели любви возникает сострадание, а из ​
сострадания возникает мудрость, например, когда вы думаете о страданиях ​
животных, сначала вы чувствуете, что любите их, а затем сострадаете им.​

Если вы сострадаете им, вы хотите им помочь. Это и есть сострадание. Но затем ​
вам также нужно знать, как вы можете им помочь. И тогда из усилия сострадания ​
возникает мудрость. ​

Сначала вы думаете на относительном уровне: «Как я могу помочь им с любовью и ​
состраданием»? Возможно, им нужна пища, чтобы питаться. Вы знаете, что, ​
поскольку у них есть тело, вы можете их накормить. Но в конечном счете вы не ​
можете по-настоящему защитить их, защищая только их тело, потому что тело ​
также является источником страдания, и даже если они теряют тело, они всё ещё ​
имеют ум. Так как вы любите их — [вы размышляете о них таким образом, и так] ​
возникает мудрость, а с мудростью вы можете понять, что им на самом деле нужно. ​

Причина, по которой тела животных находятся на первом месте, заключается в ​
неведении, с которым они цепляются к самим себе. Что же на самом деле нужно ​
тем, кто цепляется к себе — им нужна любовь, им нужен альтруизм, им нужна ​
безмерная любовь. [Итак, ответ на вопрос] «Чем я могу помочь существам? — я ​ ​
могу помочь им любовью», и для этого мне нужно быть ​ бескорыстным, а не ​
эгоистичным. Например, если вы вместе со своим другом, любящим другом, ​
которого вы действительно любите от всего сердца, благодаря [этой любви] вы ​
будете в гармонии, вы сможете быть вместе, оставаться вместе. Даже в парадигме ​
самсары, вы например захотите жениться, и у вас будет эта связь любви друг к ​
другу. Если вы любите другого человека, то возникнет также мудрость, с помощью ​
которой вы понимаете, в чем он на самом деле нуждается, что вы можете сделать, ​
чтобы помочь ему. И тогда, если у вас такое состояние ума, вы сможете быть с этим ​
человеком всю жизнь. Итак, внутренний ум — это то, что на самом деле важно. Это ​
взаимная любовь и сострадание друг к другу. Если это присутствует, то два ​
человека будут гармоничны и смогут оставаться вместе. ​

Это качество — не какая-то внешняя вещь, которую мы делаем, а внутреннее ​
качество ума, которое важно понять. И это связано с посвящением заслуг. Сказано, ​
что суть искусных средств это посвящение. И здесь мы говорим о союзе метода и ​
мудрости, например, в практике Чакрасамвары говорится о разрушении и ​
растворении двойственного мышления посредством союза блаженства и пустоты, ​
другими словами метода и мудрости. Итак, посредством метода и мудрости ​
цепляние за двойственность очищается. Здесь метод, или искусное средство — это ​
великое сострадание. Посредством великого сострадания вы действуете ​
сострадательным образом своим телом и речью, но для того, чтобы сделать это, ​
самое главное, чтобы у вас были любовь и сострадание внутри вашего ума.​

Многие мои ученики чувствуют это, они чувствуют любовь к другим. Например, ​
когда они думают о страданиях животных. Некоторые мои ученики говорят, что ​
когда они видят место, где разделывают рыбу, они просто не могут этого выносить. ​
Это тоже знак мудрости, так как там, где есть сострадание, обязательно возникает ​
мудрость. Тогда такой человек видит животных таким образом, как будто это его ​
собственное тело. Они действительно чувствуют всё это страдание и возникает это ​
невыносимое чувство. ​

Другие, у кого не развито всепроникающее сострадание, видят и знают об этом ​
страдании [животных], но они думают: «Они это они, а я это я» и так полностью ​
отделяются от реальности других, так как «Я» сделало их реальность абсолютно ​
твёрдой, и поэтому никакого особого чувства не возникает. Это знак неведения, ​
толстого слоя цепляние за себя. ​

Напротив, знак того, что любовь и сострадание возникли в вашем уме — это когда ​
внутри вас возникает это настоящее, невыносимое чувство. Каждый может сам ​
увидеть, развились ли внутри него великие любовь и сострадание, возникает ли ​
настоящее чувство, когда вы видите страдания других. ​

Это самое чувство, о котором мы говорим, связано с посвящением заслуг. На ​
основе такого чувства в уме мы практикуем посвящение или устремление с ​
помощью тела и речи. Сила посвящения и устремления зависит от силы этого ​
чувства в нашем уме. Действия телом и речью это только лишь внешние ​
проявления, но вся сила и результат заключены только в уме.​

Скажем, у вас какая-то кожная болезнь, и когда вы применяете мази, она проходит. ​
Внешний результат здесь полностью зависит от вашего намерения избавиться от ​
этой болезни. Таким же образом, настоящее благо коренится в посвящении заслуг, ​
которое по своей сути является устремлением. ​

Все будды возникли из результата молитв-устремлений. Сейчас в мире есть ​
традиция проводить фестивали молитв-устремлений (Монлам), и эта традиция ​
исходит из времен, когда Дже Марпа отправился в Лхасу, чтобы увидеть статую ​
Джово Ринпоче. Тогда он поднёс ей золото. В то время была семья Атук Лава, ​
известные тем, что они носили белые чубы (традиционная тибетская одежда) и они ​
принадлежали к клану торговцев из Кхама. К этой семейной линии также также ​
принадлежали Согьял Ринпоче и Шамар Ринпоче. Эта семейная линия и начала ​
традицию проводить молитвенные фестивали. Сегодня мы видим, насколько ​
великой и всепроникающей стала эта традиция, и это произошло в результате силы ​
устремлений. ​

И теперь мы собираемся и читаем Зангчо Монлам и другие великие молитвы, где ​
каждая строка несёт огромный смысл. Но суть всего этого — развить любовь и ​
сострадание. Когда мы видим тех, кто страдает, с помощью этих молитв мы ​
понимаем, что они страдают от цепляние к себе. Чтобы избавить их от страдания на ​
внешнем уровне, нам нужен внутренний ум любви и сострадания. Эта любовь и есть​
посвящение [заслуг], когда мы отдаём, распространяем любовь, пронизываем ​
других любовью. ​

Таким образом, суть молитв устремления, так называемые корни добродетели, или ​
заслуга, которую мы сохраняем и умножаем — это альтруистичный ум любви и ​
сострадания. Вот что имеется ввиду, когда говорится, что мы должны накопить ​
заслугу и посвятить её.​

Транскрипт Ольги Селивановой. Перевод на русский Андрея Красова. Все ошибки ​
— вина переводчика на русский.​

Пусть будет благо! ​

Монлам