Монлам (тиб) — (тиб.: སྨོན་ལམ་ཆེན་མོ smon lam chen mo) в переводе с тибетского обозначает «путь молитв» и символизирует буддийский путь помощи всем живым существам посредством их вознесения. Молитвы адресованы всем живым существам.

Памятование о Будде Шакьямуни, восхваление его деяний, декламирование его Учения приносят неисчислимые духовные заслуги, добродетели всем, кто слушает и слышит эти священные тексты, кто произносит их, кто дарует Дхарму и распространяет ее, кто внимает наставлениям Будды и обретает плоды своего слушания, осознавания и понимания истоков Истины. Так говорил сам Будда.

История появления фестиваля

 

После того как Будда Шакьямуни достиг состояния просветления и начал проповедовать свое учение, у него появились ненавистники в лицах шести аскетов, от которых ушли их ученики, приняв новое учение Будды Шакьямуни. За это аскеты возненавидели Будду и демонстрировали народу различные чудеса, которыми они владели. Долгое время Будда не обращал на них никакого внимания, но впоследствии ученики попросили его остановить ненавистников, причинивших много зла и беспокойств мирным людям. В итоге Будда согласился и в индийском городе Шравасти явил пятнадцать чудес.

 

 

В знак памятования о тех величайших деяниях Будды в 1409 году Лама Цонкапа, основатель школы Гелуг, ввел традицию проведения праздничных фестивалей Монлам Ченмо как благоприятный знак, благословение Буддой всех живых существ, встречающих очередной новый год своей жизни.

 

С тех пор Монлам или Великий молитвенный фестиваль — один из старейших и наиболее значимых фестивалей в тибетском буддизме, проводится в начале нового года по лунному календарю.

 

Первые службы прошли в Джоканге, центральном храме Лхасы. На двухнедельный фестиваль, с первого новолуния до полнолуния Нового года были приглашены тысячи монахов, все люди Тибета.

 

 

Все участники фестиваля, произнося молитвы, желают, чтобы все живые существа из всех миров избавились от страданий и как можно скорее достигли просветления. Монлам заканчивался на 15 лунный день Фестивалем Масляных Лампад: повсюду зажигались лампады, делались подношения торма, вывешивались гигантские изображения.

 

Современная история

 

Во время культурной революции в Тибете проведение Монлама было запрещено. В 1985 года власти возобновили проведение фестиваля, но в 1990 году снова запретили. В настоящее время фестиваль ежегодно проводится в Восточном Тибете, в то время как в Лхасе активные празднования запрещены, но все же и монахи, и миряне собираются на молитвы.

 

И по сей день «Монлам Ченмо» является одним из самых значимых праздников в жизни тибетцев, причем он организуется в рамках разных традиций тибетского буддизма. В дни этого молебна в разных странах, где находятся тибетцы, проходят празднования.

 

Кагью Монлам

официальный сайт

 

Его корни лежат в Тибете 15-го века, где 7-й Кармапа, Чодрак Гьяцо, основал традицию великих молитвенных собраний. Люди со всего Тибета собирались ежегодно, чтобы помолиться ради блага всех живых существ.

 

В Индии традиция Монламов началась в 1983 году, когда два великих ламы в традиции тибетского буддизма Кагью, Калу Ринпоче и Бокар Ринпоче, начали проводить ежегодные молитвенные собрания в храме Махабодхи в Бодхгайе.

 

 

Кагью Монлам стал по-настоящему международным молитвенным фестивалем. В Бодхгайю, чтобы присоединиться к Монламу, приезжают буддисты не только из Индии, Непала и Гималаев, но и из более чем 50 стран Южной Азии, Северной Америки и Южной Америки, Африки и Европы. Кроме того, тысячи людей по всему миру смотрят прямую трансляцию фестиваля через интернет. Специальная книга молитв, составленная Кармапой, доступна на тринадцати языках.

 

Нингма Монлам

официальный сайт

 

История Нингма Монламов восходит к 1989 году, когда множество Учителей, йогинов, кенпо, монахов и мирян собрались в священной Ваджрасане, Бодхгайе. Идея проведения Нингма Монлама принадлежала Достопочтенному Тартангу Тулку Ринпоче. С тех пор, каждый год Нингма Монлам проводится в Бодхгае.

 

В наше время «Монлам Ченмо» проводится в разных местах, в том числе в России, однако самым благоприятным считается место Просветления Будды – Бодхгайя в Индии.

 

Монламы в России

 

В России, в Центральном Хуруле Калмыкии «Золотая Обитель Будды Шакьямуни» по традиции, в первые дни нового года проводят фестивали «Монлам Ченмо».

 

 

Весной 2020 года в Москве буддисты из Ассоциации буддийских общин «Арья Сангха» и МБЦ «Еше Корло» организовали первый в России Нингма Монлам — молитвенный фестиваль на русском языке. На Монлам собралось много практикующих из разных буддийских центров. Многие присоединились к онлайн трансляции.

 

В течение трех дней было совершено множество устремлений и благопожеланий на благо всех живых существ, нашей страны, на благо укрепления и распространения Дхармы. 

 

 

После первого Монлама в марте появилось чёткое желание организовать традицию Монламов в Москве с онлайн-трансляциями на всю Россию. Намерение было столь сильным, что уже 5 июня 2020 года, в день Сага Дава состоялся очередной однодневный Нингма Монлам. Так было положено начало традиции молитвенных фестивалей.

 

Ближайший Монлам Ассоциации «Арья Сангха» будет общебуддийским и пройдёт  онлайн в первой половине декабря 2020 года. Ожидается участие представителей всех школ и направлений буддизма. Мы надеемся, что эта традиция укорениться и будет служить на благо стране и людям.

Пятнадцать Чудес Будды Шакьямуни, о которых повествует «Сутра о мудрости и глупости»

 

Сутра гласит о том, как шесть лжеучителей попытались посрамить Будду, бросив ему вызов. Именно в эти дни Будда Шакьямуни во время диспута с лжеучителями проявил свои чудесные способности.

 

Первое чудо: Будда воткнул в землю зубочистку, из которой выросло гигантское дерево, заслонившее все небо, солнце и луну.

 

Второе чудо: Будда по обе стороны от себя создал по горе. На горе с правой стороны росли фруктовые деревья, и люди собирали и лакомились свежими плодами фруктов. На горе с левой стороны паслись стада животных.

 

Третье чудо: Будда набрал в рот воды, после чего выплюнул ее на землю, сотворив огромное озеро. На этом озере выросли лотосы, озарившие своим светом весь мир.

 

Четвертое чудо: По воле Будды из глубин этого озера стал доноситься голос, проповедующий Дхарму.

 

Пятое чудо: От улыбки Будды cнизошли лучи, дарующие благословение трем тысячам миров.

 

Шестое чудо: Ученики Будды смогли читать мысли друг друга, а также смогли видеть причинно-следственную связь (закон кармы).

 

Седьмое чудо: Будда предстал во всем своем могуществе в окружении свиты из правителей и своих приближенных. По его воле во всех возродилось стремление к Дхарме, в то время как у его ненавистников языки онемели, затуманился разум, и они не могли предпринять какое-либо действие.

 

Восьмое чудо: Будда прикоснулся рукой к своему трону, тем самым сотворив пять чудовищ, которые разрушили сидения его аскетов-ненавистников. После чего появилось божество Ваджрапани, прогнавшее их всех. Впоследствии многие ученики аскетов стали следовать учению Будды.

 

Девятое чудо: Будда вырос до небес и стал проповедовать Дхарму всем живым существам из всех миров.

 

Десятое чудо: Будда стал видимым во всех царствах материального мира, проповедуя Дхарму.

 

Одиннадцатое чудо: Тело Будды стало светиться, озаряя тысячи миров.

 

Двенадцатое чудо: Будда произвел из своего тела золотой луч, который озарял три тысячи миров. Все те, кого коснулся луч, стали следовать учению Будды.

 

Тринадцатое чудо: Будда испустил из своего тела два луча, увенчанных по цветку лотоса, на которых появились отражения Будды, которые тоже испускали по два луча, оканчивающихся лотосами — и на них появлялись отражения Будды. Так продолжалось до тех пор, пока лотосы и Будды не заполнили всю Вселенную.

 

: Будда мановением руки сотворил огромную колесницу, достигшую мира богов. Из нее образовалось множество подобных колесниц, и в каждой из них находилось отражение Будды. Сияние, исходившее от этих отражений, наполнило светом все миры.

 

Пятнадцатое чудо: Будда наполнил вкуснейшей пищей все находившиеся в городе сосуды, которые были в городе. Все люди наслаждались этой едой. Затем Будда коснулся земли: земля открылась, и все увидели ад, в котором страдали все те, кто стремился получать от жизни только одно удовольствие. Все увидевшие муки ада задумались, а Будда продолжил проповедовать Дхарму.